О Проекте Контакты Помощь
Среда, 17 Января 2018 23:59 Выбор региона:  
Rantal.ruСтатьиВ Помощь СоискателюПоиск работы Новый пользователь, регистрация

Будем лояльны??!

20.10.2003

Как известно, любой потенциальный работодатель, в разговоре с вами, прежде всего стремится определить самое важное – ваш профессионализм, ваши личностные особенности, а так же то, впишитесь ли вы в систему мотивации, принятую в компании или нет.

Как известно, любой потенциальный работодатель, в разговоре с вами, прежде всего стремится  определить самое важное – ваш профессионализм, ваши личностные особенности, а так же то, впишитесь ли вы в систему мотивации, принятую в компании или нет.
 Приоритеты каждый определяет для себя сам – для кого-то важна та  легкость, с которой вас можно «замотивировать» на трудовые подвиги и достижения, кому-то, в первую очередь нужен классный специалист в той или иной области, а иные, возможно, всерьез заинтересуется вашей неординарной личностью.


Однако все это, вышеперечисленное, стремятся обрести «на входе», «на выходе» же все работодатели желают получить прежде всего сотрудника лояльного.  Так что, если хотите повысить свои шансы занять ту или иную достойную должность, обязательно в беседе с работодателем упомяните о том, что крайне важно  быть лояльным по отношению к компании и руководству.


И будьте готовы к тому, что вас начнут расспрашивать, как же вы понимаете эту самую лояльность, что собственно вы имеете в виду, и… были ли вы столь лояльны на предыдущем месте работы.


Определений лояльности было дано великое множество, благо – тема для изучения и написания соответствующих трудов весьма благодатная и даже модная (впрочем, как и тема мотивации). Одно из простых определений, на мой взгляд, принадлежит психологу Доминяку В.И.


Лояльность персонала - это доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству и сотрудникам, к их действиям, к компании в целом; это осознанное выполнение своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдение норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия.
Как видите, ничего сложного. Как в пионерском детстве: горячо люби свою родину (фирму), уважай и слушайся старших (начальство) и беззаветно служи  во благо (то есть хорошо работай). Причем, если вспомнить, в пионерском детстве  у большинства, за исключением некоторых «несознательных элементов»,  все это успешно получалось, все тот же г-н Доминяк В.И., исследуя проблему лояльности, провел опрос среди сотрудников  коммерческих организаций.  Исследуемые, а было их около 30 человек,  в вольном стиле отвечали на вопрос "Что для Вас значат слова "лояльность персонала"? (Кстати, в некоторых  анкетах, которые используют менеджеры по персоналу при отборе кандидатов, такой вопрос иногда встречается!) Ответы были подвергнуты тщательному анализу, в результате чего удалось выявить три основные составляющие лояльности персонала: расположенность, осознанные действия в интересах компании и соблюдение норм, правил, обязательств. При этом «расположенность», как отмечал В.И.Доминяк, определяется исключительно личностными характеристиками человека, «действия в интересах» –  мотивирующими факторами и  профессиональными интересами, а на «соблюдение норм и правил» влияют как личностные особенности, так и мотивация.


В свою очередь, я, вслед за г-ном Доминяком, решила провести собственное исследование.  Тот же самый вопрос «Как вы понимаете словосочетание «лояльность персонала» и что это для вас?»  я задавала как руководителям, так и рядовым сотрудникам питерских компаний.
Лидировал следующий ответ: «Допустим, у компании финансовые трудности, что, безусловно, сказывается на материальном положении сотрудников (зарплату  задерживают или временно «урезают», перестают платить премии и т.д.)  Однако  сотрудники не разбегаются, а продолжают качественно выполнять свои обязанности, в надежде на светлое будущее. (ох, уж это хрестоматийное «светлое будущее»!).
Большинство руководителей произносили эту сентенцию с чувством глубокого удовлетворения, особенно если сами пережили подобную ситуацию и  смогли выйти из нее без потерь в трудовом коллективе. Далее следовало перечисление тех благ, которые обрушились на головы лояльных сотрудников после того, как компания благополучно вышла из кризиса: повышение в должности, увеличение оклада, беспроцентная ссуда на покупку автомобиля – в общем, весь арсенал «пряников».


 Рядовые сотрудники   разделились на две группы, исходя из их собственного опыта: те, которые дождались «светлого будущего» как следствия собственной лояльности, и те, которые, увы, нет. Естественно, первые  утверждали, что лояльность сотрудника в ответ порождает лояльность фирмы и все это способствует дальнейшему развитию взаимной поддержки и «взаимовыгодности» (Mutuality). Вторые были настроены весьма агрессивно, и утверждали, что лояльность не более, чем лозунг, который недобросовестные работодатели используют в своих корыстных целях.
 Вот любопытное мнение по этому поводу («из вторых», похоже…)
«Лояльность - это не только готовность к денежным ущемлениям, это вообще терпимость… То есть, когда дают пощечину по одной щеке то "лояльный" улыбается и подставляет вторую...»
 Далее, в качестве аргумента, был приведен старый анекдот:
Директор говорит: «Уважаемые сотрудники! Завтра вас всех повесим!!!
А "лояльные" в ответ должны сказать: веревку и мыло с собой приносить или профсоюз обеспечит?»


 Возникает естественный вопрос: почему подавляющее большинство опрошенных привязывали само понятие «лояльность» к  некой кризисной ситуации в компании? Наверное потому, что в остальное время все сотрудники считаются более или менее лояльными. Действительно, основным принципам лояльности соответствовать достаточно легко, вспомните определение, данное в начале этой статьи. Разве там содержатся какие-то запредельные требования? И потом, устраиваясь на работу и выстраивая свою собственную карьеру, вы все- таки прежде всего стремитесь удовлетворить какие-то свои потребности, сопрягая их с потребностями компании, а не заниматься откровенным вредительством!


Другое дело – ситуация на некоторых крупных предприятиях, где разрабатываются комплексные «программы лояльности», которые закреплены внутрифирменными документами. Например, в такой программе могут быть следующие пункты:
- что хорошо для организации - то хорошо для сотрудников,
- только вместе мы - сила,
- стараемся потреблять продукцию компании, если есть выбор,
- ничего плохого о компании не говорим,
- сор из избы не выносим,
- взаимная поддержка/взаимовыгодность  и т.д.

Каждый новый сотрудник обязан ознакомиться с подобной программой и, если это принято – поставить свою подпись. А за «нелояльность» очень доже могут наказать – начиная от порицания и депремирования и заканчивая увольнением.
Не известно, была ли эта история на самом деле, в общем, на правах легенды: однажды водитель компании «Coca Cola» был уволен за то, что в его машине обнаружилась  бутылка из-под «Pepsi»…  В бутылку была налита обычная вода для того, чтобы залить ее в бачок «омывателя» машины. Еще пример – менеджер компьютерной фирмы был лишен премии за то, что купил CD-Rom у конкурирующей компании. Никакие аргументы, типа «сильный мороз, а ближайший компьютерный магазин в соседнем доме», ему не помогли...


В определенных кругах  (уточнять не будем) принято использовать выражение «фильтруй базар». Так вот, подписав однажды соглашение о лояльности, вы просто обязаны будете следить за своими высказываниями даже за пределами офиса. Не говоря уже о телефонных переговорах с рабочего места или письмах по электронной почте. Вспоминаем, что личностные особенности каждого человека влияют на соблюдение норм и правил, принятых в той или иной компании. Поэтому вашей мимолетной слабостью  может воспользоваться другой, «более лояльный» сотрудник.  А нечего было сор из избы выносить…


На мой взгляд,  лояльность тесно коррелирует с  таким качеством, как порядочность. Вливаясь в тот или иной коллектив, вы начинаете играть по  правилам, которые  там приняты. И потом, хотелось бы напомнить, что лояльность – процесс обоюдный, то есть –«вы лояльны к компании, а компания лояльна к вам».


Почему-то многие воспринимают пресловутый «социальные пакет»  (обеды, страховки, проезд, обучение, спортзал, корпоративные праздники и т.д.) как должное, хотя это есть ни что иное, как проявление лояльности к вам со стороны компании. С другой стороны, авральный выход на работу в субботу, по просьбе руководства, никем из сотрудников  не приветствуется. Особо продвинутые цитируют в таком случае ТК РФ. Однако, согласитесь, нигде  в ТК РФ не указано, что работодатель обязан оплачивать вам горячий обед, а так же  кофе и чай.


И так, подведем итоги.  Вы можете быть активно лояльными – то есть производить определенные сознательные действия на пользу и во благо компании, можете быть лояльными пассивно, исповедуя принцип «не навреди». А можете быть просто безразличными – «моя хата с краю», и отсиживать от звонка до звонка положенные 8 часов. Так же и компания по отношению к вам: может быть лояльной (активно или пассивно). Или безразличной…
Конечно, можно до отупения спорить на предмет того, что же все-таки приоритетнее  – «я – компании» или «компания – мне». («Яйцо или курица?») Впрочем, выбор за вами…

Татьяна Орлова, отдел информации петербургской газеты «Подбор Персонала»


Кандидатам  |   Вакансии  |   Работодателям  |   Кадровым агентствам  |   Статьи
© 2003 Rantal.ru   Правила использования
admin@rantal.ru
Rambler's Top100